Вечером 25 июля в „Доме Игумновых“, что на Советской улице Лебедяни, в загадочной атмосфере старинных стен гости встречи «ВЫСОЦКИЙ. МИСТИКА» погрузились в таинственный мир Владимира Высоцкого. Мистика преследовала его всю жизнь, о чём он неоднократно упоминал в своих произведениях, звучавших на вечере. Пророчества и предсказания, судьбоносные события и встречи и даже посмертные стихи, продиктованные с того света — проводниками в мистический мир Высоцкого стали организаторы Лебедянского фонда культуры.
Александр Ларин „высветил“ из биографии поэта самые любопытные факты о потустороннем. На экране хроникальные кадры, отрывки из фильмов и спектаклей сменялись записями выступлений, репетиций, домашними кадрами…
Артисты театра „Улыбка“ выступили с „предпремьерным показом“ (определение худрука театра Олеси Матусевич) своей новой постановки „Конгресс обелителей, или Дальше тишина?“ Спектакль, где звучат тексты Высоцкого (и совсем немного — тексты Шекспира), — отсылка к последней завершённой пьесе Бертольда Брехта „Турандот, или Конгресс обелителей“.
В семидесятых годах режиссёр Юрий Любимов предпринял попытку поставить эту пьесу в Театре на Таганке. Высоцкий написал для постановки несколько зонгов — в том числе известную „Песню Гогера-Могера“, которого должен был сыграть. В итоге ни песня, ни Высоцкий в спектакль не вошли. А вскоре постановка, поначалу носившая антифашистский характер, была запрещена, оказавшись, по мнению советского руководства, даже для любимовской Таганки слишком острой — из мира иллюзий сквозили аллюзии. На действительность — советскую, окружающую — и её людей. Которых и сыграли актёры „Улыбки“.
Завершался вечер — тоже по традиции — обсуждениями тем, возникших за время встречи. В разговор включились и зрители. Так, иерей Троицкого храма села Куймани Вадим Пупынин предложил трактовку судьбы с точки зрения культурологии и религии. А театральный менеджер Елена Нистратова, напомнив о самом мистифицированном произведении русской литературы — „Мастере и Маргарите“, — рассказала о тайной мечте Высоцкого сыграть Воланда. Но судьба в лице режиссёра Юрия Любимова распорядилась иначе — „дьявольская“ роль досталась Вениамину Смехову. И может быть — к счастью?
А может быть, вся жизнь Высоцкого была одной большой мистификацией, вызванной к жизни страной, в которой ему суждено было жить? И может быть, только сейчас нам открывается истинное его лицо — мистика и лицедея. Поэта, прожившего под масками своих персонажей. Кстати, в финале „предпремьерного показа“ актёры „Улыбки“ надели театральные маски. Но на встречах в „Доме Игумновых“ гости, как правило, маски снимают (это тоже своего рода мистика — мистика „Дома Игумновых“). И — говорят, видя лица друг друга. Глаза в глаза. Особенно — на встречах, посвящённых Владимиру Семёновичу Высоцкому.
Павел Пономарёв. Районная газета «Лебедянские вести». Фото автора.